Как написать хорошие стихи
Страница 1 из 1
Как написать хорошие стихи
1. Пишем любой стишок.
Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей не пугать), идём и рассказываем нашу прозу жене (маме/папе/другу/соседу). Если нам отвечают "и чё?" или "тоже мне, новость", то садимся и переписываем. Если же нам наконец ответили "правда?" или "откуда ты знаешь?", то оставляем, как есть и переходим к следующему упражнению. Пример: "осенью листья желтеют" или "еда в холодильнике" - плохие варианты, т.к. всякий душевно здоровый человек это знает, зато "вон те пожелтевшие листья похожи на наш сервиз" или "в магазине кончилась колбаса" вполне подходят, потому что несут в себе НОВУЮ информацию.
2. Учимся чувствовать размер.
Нет-нет, никаких ноликов и единичек, и толстые книжки читать не надо. Просто вспоминаем песни и поём. Песен много - на каждый размер хватит. Ямб? Пожалуйста - "А ну ка песню нам пропой, веселый ветер". Хорей? Нет проблем - "Слышу голос из прекрасного далёка". И т.д. Находим близкую к нашему стишку мелодию и поём. Если где-то возникает желание растянуть гласную, значит слогов не доложили. Если возникает желание спеть побыстрее, значит слогов переложили. Если же где-то ударение падает не туда, значит... хм, значит ударение падает не туда. Собственно упражнение: переделываем стишок, пока он не начнёт петься гладко.
3. Учимся интересно рифмовать.
Для этого нам понадобится словарь - открываем его на произвольной странице и, закрыв глаза, тыкаем пальцем в первое попавшееся слово. Придумываем к этому слову пять рифм. Переписываем наши стишки так, чтобы на концах строк были выбранное слово и пятая найденная рифма (можно написать новый стих, но тогда придётся повторить упражнения 1 и 2).
4. Не забываем про композицию.
Меняем местами первую и вторую строки в нашем стишке. Если смысл не исказился, то переписываем так, чтобы первая строка могла быть только первой, а вторая - только второй. При перестановке строк местами смысл ДОЛЖЕН искажаться. Переписали? Теперь в стишке есть, как минимум, начало и концовка.
5. Избавляемся от лишних слов.
Нам опять понадобится словарь - придётся попотеть. Открываем толкование каждого слова (кроме предлогов и союзов) и вписываем его (толкование) вместо самого слова. Например, вместо "бегу по траве" пишем "двигаюсь быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног, по зелёному покрову земли, состоящему из растений", а вместо "стремительно мчусь" пишем "очень быстро очень быстро бегу". Во втором случае не опечатка, а те самые лишние слова, которые нужно убрать или заменить - это поможет стиху стать более ёмким. Переделываем стих, пока не исчезнут одинаковые понятия в толковании соседних слов. Кстати, помните, что пункты 1-4 никто не отменял - стишки должны содержать новую информацию, легко петься, рифмоваться не самыми расхожими рифмами и иметь некую структуру.
6. Учимся чувствовать стиль.
Опять берём словарь. Находим каждое слово (без союзов и предлогов, ессно) и смотрим, нет ли рядом с ним чего-нибудь в скобках, например, (разг.) или (книжн). Если есть, то выписываем все и переделываем стишок, пока все имеющиеся скобки не будут содержать одно и то же слово.
7. И последнее упражнение - избавляемся от штампов.
Теперь обратимся к поисковой системе. Берем каждую пару слов из нашего стишка (исключая всё те же предлоги и союзы) и загоняем в поисковик. Если первые пять найденных ссылок - стихи, то переписываем эту пару. Мучаемся, пока поисковик не сжалится и не перестанет находить всяких Пушкиных-Есениных.
И напоследок, как в любой гимнастике, не нужно надрываться, пытаясь сразу же одолеть весь комплекс. Если что-то не получается, то подходить надо постепенно: не придумывается пять рифм - придумать три, потом получится лучше.
Приведённые пункты, конечно, не рецепт и не панацея (а детский сад), но помудрив над двумя строчками, Вы скорее всего начнёте со временем мудрить и над всеми остальными.
В результате на пути Вашего потока вдохновения должен возникнуть своеобразный фильтр, который не будет пропускать стилистический разнобой, неадекватные рифмы, банальности и т.д. и т.п. Создание такого фильтра - дело не одного года, в результате Вы, ВОЗМОЖНО, научитесь писать.
НО, после этого ещё надо будет научиться СОЧИНЯТЬ, т.к. поэт должен не только владеть техникой, но и чем-то помимо неё. Если Вам нечего сказать, то никакая техника не поможет. Удачи.
©Шмель
Формулируем написанное в прозе (разговорным языком, чтобы сильно людей не пугать), идём и рассказываем нашу прозу жене (маме/папе/другу/соседу). Если нам отвечают "и чё?" или "тоже мне, новость", то садимся и переписываем. Если же нам наконец ответили "правда?" или "откуда ты знаешь?", то оставляем, как есть и переходим к следующему упражнению. Пример: "осенью листья желтеют" или "еда в холодильнике" - плохие варианты, т.к. всякий душевно здоровый человек это знает, зато "вон те пожелтевшие листья похожи на наш сервиз" или "в магазине кончилась колбаса" вполне подходят, потому что несут в себе НОВУЮ информацию.
2. Учимся чувствовать размер.
Нет-нет, никаких ноликов и единичек, и толстые книжки читать не надо. Просто вспоминаем песни и поём. Песен много - на каждый размер хватит. Ямб? Пожалуйста - "А ну ка песню нам пропой, веселый ветер". Хорей? Нет проблем - "Слышу голос из прекрасного далёка". И т.д. Находим близкую к нашему стишку мелодию и поём. Если где-то возникает желание растянуть гласную, значит слогов не доложили. Если возникает желание спеть побыстрее, значит слогов переложили. Если же где-то ударение падает не туда, значит... хм, значит ударение падает не туда. Собственно упражнение: переделываем стишок, пока он не начнёт петься гладко.
3. Учимся интересно рифмовать.
Для этого нам понадобится словарь - открываем его на произвольной странице и, закрыв глаза, тыкаем пальцем в первое попавшееся слово. Придумываем к этому слову пять рифм. Переписываем наши стишки так, чтобы на концах строк были выбранное слово и пятая найденная рифма (можно написать новый стих, но тогда придётся повторить упражнения 1 и 2).
4. Не забываем про композицию.
Меняем местами первую и вторую строки в нашем стишке. Если смысл не исказился, то переписываем так, чтобы первая строка могла быть только первой, а вторая - только второй. При перестановке строк местами смысл ДОЛЖЕН искажаться. Переписали? Теперь в стишке есть, как минимум, начало и концовка.
5. Избавляемся от лишних слов.
Нам опять понадобится словарь - придётся попотеть. Открываем толкование каждого слова (кроме предлогов и союзов) и вписываем его (толкование) вместо самого слова. Например, вместо "бегу по траве" пишем "двигаюсь быстро, резко отталкивающимися от земли движениями ног, по зелёному покрову земли, состоящему из растений", а вместо "стремительно мчусь" пишем "очень быстро очень быстро бегу". Во втором случае не опечатка, а те самые лишние слова, которые нужно убрать или заменить - это поможет стиху стать более ёмким. Переделываем стих, пока не исчезнут одинаковые понятия в толковании соседних слов. Кстати, помните, что пункты 1-4 никто не отменял - стишки должны содержать новую информацию, легко петься, рифмоваться не самыми расхожими рифмами и иметь некую структуру.
6. Учимся чувствовать стиль.
Опять берём словарь. Находим каждое слово (без союзов и предлогов, ессно) и смотрим, нет ли рядом с ним чего-нибудь в скобках, например, (разг.) или (книжн). Если есть, то выписываем все и переделываем стишок, пока все имеющиеся скобки не будут содержать одно и то же слово.
7. И последнее упражнение - избавляемся от штампов.
Теперь обратимся к поисковой системе. Берем каждую пару слов из нашего стишка (исключая всё те же предлоги и союзы) и загоняем в поисковик. Если первые пять найденных ссылок - стихи, то переписываем эту пару. Мучаемся, пока поисковик не сжалится и не перестанет находить всяких Пушкиных-Есениных.
И напоследок, как в любой гимнастике, не нужно надрываться, пытаясь сразу же одолеть весь комплекс. Если что-то не получается, то подходить надо постепенно: не придумывается пять рифм - придумать три, потом получится лучше.
Приведённые пункты, конечно, не рецепт и не панацея (а детский сад), но помудрив над двумя строчками, Вы скорее всего начнёте со временем мудрить и над всеми остальными.
В результате на пути Вашего потока вдохновения должен возникнуть своеобразный фильтр, который не будет пропускать стилистический разнобой, неадекватные рифмы, банальности и т.д. и т.п. Создание такого фильтра - дело не одного года, в результате Вы, ВОЗМОЖНО, научитесь писать.
НО, после этого ещё надо будет научиться СОЧИНЯТЬ, т.к. поэт должен не только владеть техникой, но и чем-то помимо неё. Если Вам нечего сказать, то никакая техника не поможет. Удачи.
©Шмель
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Чт Сен 27, 2018 3:13 pm автор -saulite-
» Слышишь ли ты
Сб Мар 10, 2018 3:22 pm автор -saulite-
» Откуда к нам пришла зима
Чт Янв 05, 2017 5:34 pm автор -saulite-
» ЛЮБОВЬ
Вс Окт 30, 2016 1:43 pm автор -saulite-
» Моресоль - глаза в глаза
Чт Сен 15, 2016 8:43 am автор -saulite-
» Я обнял эти плечи и взглянул
Чт Май 12, 2016 2:40 pm автор -saulite-
» Надпись на книге
Ср Ноя 11, 2015 9:42 am автор -saulite-
» Сохрани мою тень.
Пт Май 15, 2015 7:34 am автор -saulite-
» Представь, что война окончена,
Пт Май 08, 2015 9:05 am автор -saulite-
» Топилась печь. Огонь дрожал во тьме.
Чт Янв 01, 2015 4:46 pm автор -saulite-
» Точка всегда обозримей в конце прямой.
Пт Сен 05, 2014 10:21 am автор -saulite-
» Эразм Роттердамский
Вт Июл 22, 2014 9:39 am автор -saulite-
» Сумев отгородиться от людей
Вт Июл 15, 2014 12:55 pm автор -saulite-
» ЭКЛОГА 4-я (зимняя)
Пн Фев 24, 2014 10:38 am автор -saulite-
» Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере
Вт Янв 07, 2014 9:53 am автор -saulite-
» Я слышу не то, что ты говоришь, а голос.
Вс Дек 22, 2013 5:52 pm автор -saulite-
» Зимним вечером в Ялте
Вт Дек 03, 2013 6:16 pm автор -saulite-
» В воздухе - сильный мороз и хвоя
Пт Окт 11, 2013 4:24 pm автор -saulite-
» Прошел сквозь монастырский сад...
Чт Сен 12, 2013 1:54 pm автор -saulite-
» Уезжай, уезжай, уезжай...
Чт Авг 29, 2013 1:19 pm автор -saulite-